В Калининградской области растет напряжение в связи с передачей Русской православной церкви (РПЦ) объектов религиозного назначения. Пожалуй, одним из самых обсуждаемых событий уходящего года в самом западном регионе России стала массовая передача зданий бывших лютеранских и католических кирх и старинных тевтонских замков в собственность Русской православной церкви.
В конце ноября депутаты областной думы большинством голосов фактически подарили РПЦ полтора десятка сооружений. Среди них - Театр кукол (бывшая Луизенкирха), Калининградская областная филармония (кирха Святого Семейства), замок Инстербург. Несколько раньше Калининградской епархии РПЦ в собственность было передано свыше 30 «объектов религиозного назначения», находившихся в федеральной собственности.
Все это вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В интернете было размещено открытое письмо ряда деятелей культуры, адресованное президенту страны Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину и патриарху Кириллу.
«К сожалению, то, что происходит сейчас, создает напряженность внутри региона и может нанести серьезный урон имиджу нашей страны,- говорится в письме. - Мы убеждены, что вопрос о смене собственника объектов культурного наследия имеет огромную социальную значимость». «
«Многие жители Калининградской области и других российских регионов недоумевают по поводу скоротечности и сомнительной обоснованности принимаемых решений, - продолжают авторы заявления, - а также отсутствия широкого общественного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.Происходящее может негативно отразиться на характере межконфессионального диалога в Калининградской области, на репутации российской власти в глазах мировой общественности».
А была ли кирха? Однако политика местных властей в этом вопросе не изменилась: «объекты религиозного назначения» по-прежнему передаются Русской православной церкви. Не так давно, например, она получила Дом культуры в поселке Лесной на Куршской косе - на том основании, что раньше там располагался кирха Заркау.
Пикантность ситуации заключается в том, что еще в советские годы от кирхи остался только фундамент. Здание Дома культуры заново было построено жителями поселка в 60-х годах прошлого века. В поселке до сих пор живут люди, которые возводили Дом культуры.
«Мне было 17 лет, когда я пришла на стройку, - рассказывает Алла Седова, которая в 1948 году приехала сюда из Ивановской области. - Строила ДК бригада Гурьевского МСО. Кирха была небольшой, всего 100 кв. м, один этаж. ДК - в пять раз больше, у него два этажа».
Сход жителей поселка принял решение не отдавать Дом культуры РПЦ, но местные депутаты постановили иначе.
«В ДК у нас сосредоточена вся культурная жизнь не только Лесного, но и поселков Рыбачий, Морской, - говорит местная жительница Наталья Старовойтова. - К тому же в поселке несколько лет назад построили православную церковь. Но открывают ее только по праздникам, священник приезжает из Рыбачьего. Так зачем церкви еще одно здание? Зачем ей вообще столько имущества?»
Пока закон не вступил в силу
«Все очень просто, - отвечает руководитель отдела коммуникаций Калининградской Епархии иерей Михаил Селезнев. - Где-то два года назад мы узнали, что правительство России готовит законопроект «О передаче религиозным организациям объектов религиозного назначения», в котором предусмотрен конфессиональный принцип. То есть на бывший православный храм может претендовать только РПЦ, на лютеранскую кирху - лютеране, на католический костел - католики, и так далее. И тут же стали бить тревогу».
«Если для России в целом этот закон - благо, то в Калининградской области его реализация может привести, мягко говоря, к нежелательным последствиям, - продолжает иерей Селезнев. - Ведь на этой земле не было православных храмов, и это значит, что мы не сможем получить в собственность ни одного здания. Поэтому мы предприняли усилия для получения бывших объектов религиозного назначения до вступления закона в силу, а это, насколько мне известно, уже произошло. Закон одобрен Государственной думой, подписан президентом и опубликован в «Российской газете».
По словам отца Михаила, здания бывших кирх и костелов православной церкви нужны для того, чтобы, чтобы после вступления в силу нового закона не были ущемлены интересы православных верующих, которых в Калининградской области несравненно больше, чем католиков и протестантов вместе взятых. Это, как он считает, было бы несправедливо.
«Нам передали много разного имущества, - поясняет представитель РПЦ. – Оно в очень разном состоянии. Одни здания практически разрушены, другие только что отремонтированы за казенный счет. Но как бы то ни было, это большая ответственность. Мы вынуждены взвалить ее на себя. Фактически РПЦ действует в интересах государства. И власти это понимают. Ведь это они передают нам имущество. Значит, отдают себе отчет в том, что это единственный правильный выход из сложившейся ситуации».
«Просто сменился собственник» Когда стало известно о том, что здание популярного в Калининграде Театра кукол стало собственностью РПЦ, творческий коллектив учреждения культуры буквально восстал.
«Передача в собственность […] РПЦ здания бывшей кирхи памяти королевы Луизы, которое было восстановлено государством в 1976 году непосредственно для Театра кукол, может повлечь за собой необратимые и нежелательные реакции в обществе, привести к утрате статуса государственного учреждения культуры, ввиду смены собственника, а стало быть, к упадку и последующей утрате Калининградского театра кукол», - говорится в открытом письме, которое подписали почти все работники театра.
А кроме всего прочего, коллектив опасается, что церковь на правах собственника может в любой момент попросить лицедеев, что называется, очистить помещение.
Представитель РПЦ Михаил Селезнев утверждает, что такой сценарий развития событий невозможен. По его словам, церковь заключила с театром договор, согласно которому, тот совершенно бесплатно может находиться в здании столько, сколько пожелает. Кроме того, церковь обязуется не вмешиваться в репертуарную политику.
«Да, все это так, - соглашается директор театра Александр Перебейнос. – По большому счету, мы будем жить, как раньше. Единственное - поменялся собственник зданий, но на деятельности театра это никак не скажется».
«Даже если все будет так, как обещает РПЦ, нерешенным остается, скажем так, морально-этический вопрос, - возражает один из лидеров созданного в Калининграде общественного движения «За сохранение культурной среды и соблюдение Конституции», зампредседателя Ассоциации гидов и переводчиков области Владимир Рыжков. - Ну вот представьте, что человек, допустим, правоверный иудей, или мусульманин, или последовательный атеист. Каково ему будет идти самому или вести детей в театр, здание которого принадлежит РПЦ? Можно говорить о том, что права такого человека ущемляются».
«Конечно, такая ситуация возможна, - соглашается Михаил Селезнев. – Ну что тут можно посоветовать? Думаю, люди привыкнут к тому, что здание принадлежит РПЦ, и тех, кого это смущает сейчас, не будет смущать в будущем».
Слово и дело
Стоит отметить, что Церковный округ (Пропство) Евангелическо-лютеранских общин Калининградской области, которому, по-новому закону, должно отойти здание бывшей Луизенкирхи, официально отказались от претензий на него.
Однако Михаил Селезнев относится к этому заявлению скептически. «Это они сейчас отказываются, - говорит он. - Но никто не знает, что будет через год, через два, через три. Не исключено, что со сменой руководства Пропства позиция местных протестантов по данному вопросу может и измениться».
В целом местные протестанты, как следует из официального письма Пропства, считают, что «здания, имеющие большую культурно-историческую ценность, не должны относиться ни к одной из конфессий, а должны оставаться нейтральными памятниками культуры, концертными залами, музеями, театрами и помещениями для экуменистических молитв». Похожей позиции придерживается и Владимир Рыжков. По его мнению, нужно создать некий «неотчуждаемый фонд».
Селезнев тоже не против такого фонда, но он сомневается, что эта идея осуществима. «Пока, боюсь, это всего лишь благие пожелания, слова, - считает он. - Как создать такой фонд? На основании какого закона? Мне это совершенно непонятно».
Оппонент Селезнева, Владимир Рыжков, полагает, что фонд создать довольно просто, для этого требуется лишь добрая воля властей. «Однако руководство области, да и, судя по всему, страны, выбрало другую тактику, - указывает он. – Складывается впечатление, что оно открыто поддерживает РПЦ в стране вообще, и в нашем регионе в частности полным ходом идет клерикализация. И многих жителей это не устраивает ни в коей мере. Я буду бороться против такого положения вещей всеми дозволенными законами способами. Впереди - новые пикеты и акции протеста».